Форма входа

Поиск

Календарь

«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Февраль » 20 » Не покладая умелых рук
Не покладая умелых рук
14:22

14:20
Горожанам показывают "Воронежскую мозаику"

С тех пор, как выставочный зал на улице Кирова получил статус городского, выставки декоративно-прикладного искусства и народных промыслов стали появляться там регулярно - с периодичностью в несколько месяцев. Возможно, профессиональным художникам ритм выхода к зрителю любительских произведений кажется учащенным, но существование массовой культуры еще никто не отменял. Тем более, когда она не просто демонстрирует старания мастеров и разнообразие их рукотворной продукции, но вызывает уважение качеством показа.

Именно такая "крепкая" выставка под названием "Воронежская мозаика" открыта сегодня на Кирова. Достаточно провести в компании экспонатов минут десять, чтобы понять, насколько стойкий интерес они вызывают у зрителей и что именно трогает последних.

Оденут и накормят

 Откровенно говоря, мне работа прикладников всегда казалась каторжной. Потому что скрупулезная очень - ни в миллиметре не схалтуришь. И всевозможные технические ухищрения тут - помощники не самые расторопные: разве что швейные машинки "берут" на себя существенный объем работы. А так - исключительно ловкость рук требуется. При условии, конечно, что они умелые.
 Рассматриваю платьица, юбочки, фартучки кукляшек, искусно сделанных Ниной Тарасенко и Людмилой Дыхановой; "размерчик" - крохотный, лилипут не влезет, а отделка посерьезнее, чем у иного "взрослого" одеяния. Одна ювелирная (комар носа не подточит!) вышивка коротким стежком чего стоит.
 По соседству с нарядными, акцентированно яркими миниатюрками - стилизованный крестьянский уголок с типовыми народными костюмами в полный человеческий рост. Над манекенами - то ли шторки домотканые развешаны, то ли половички. Неподалеку от макета "пореформенной России" - еще один привет из славного прошлого, благополучно породнившегося в настоящим: валяные изделия Ирины Шальмэ, которая, кажется, дошла в своем "теплом" деле до совершенства. не просто удобную и безопасную (напротив: полезную) для здоровья обувь делает, но - еще красивую какую!
 Могут ли валенки быть изящными? Вопрос, если вспомнить про нынешних сельчан, риторический - казалось бы. Но ничего подобного! С таким тщанием и фантазией Ирина каждую пару расписывает: креатив на креативе. А на "подступах" к столу с чудо валенками можно и перекусить слегка: есть, оказывается, умельцы, которые мастерят... печатные пряники, белой глазурью изрисованные! Вот прямо бери со стола - и ешь. Лакомства, правда, в пленку полиэтиленовую упакованными лежат (это ведь не просто выставка: ярмарка!), но, кажется, сквозь нее пробивается вкусный запах корицы и имбиря...

Все не так плохо

 Разнообразие "производств" и техник, в которых выполнены декоративные изделия, - традиционно великое. Здесь и керамика: настольные скульптурки (статуэтки, если хотите) и настенные - панно. Чем неожиданней форма (часто ее нарочито "деформируют") - тем эффектней вещица смотрится.
 В разномастном ассортименте - вязаная одежда: ажурные пуловеры, шарфы, жилеты. Законченность "комплекту" нетрудно придать, остановившись у вешали с головными уборами: шапки, шлапки и т. д. А дабы выбрать (с тем чтобы на себя примерить - мысленно) самый вдохновляющий образ - стоит рассмотреть внушительное поголовье кукол, обжившее отдельный, так называемый красный зал помещения. В кукольной республике свои законы; постигнув их, будет ясно, в каких интерьерах работает та или иная поза, деталь туалета или прически. Вошли в экспозицию также мебель из лозы, тканые ковры, сувенирная продукция (есть и с воронежской тематикой), милая мелочевка в виде лаковых шкатулок, женские украшения, декоративные яйца и даже кухонная утварь... Приятно, наверное, когда обычный дуршлаг "отформатирован" до произведения искусства. Потому что на нем - картина маслом, почти. А банальный ковшик с ручкой - подобный найдется на каждой кухне - превращен в оригинальные часы. Несмотря на то, что многие экспонаты снабжены табличками, удостоверяющими их происхождение в организациях (клубы, центры детского творчества, дома культуры и т.д._, выделяются из общего "хора" авторов отдельные мастера - солисты. Всех поименно назвать не удастся, как бы не хотелось (люди трудом заслужили!): их много. Но тут минус легко переводится в плюс: если желанием делать своими руками нечто красивое и полезное "заражены" не единицы воронежцев, а сотни (с учетом детишек - так и тысяч, думаю) - значит, не так мы и плохи, как сами себе кажемся.

Фирмы и одиночки

 Кстати отметить и тот момент, что особенность российского декоративного искусства (многовекового, на всякий случай) - именно его массовость, "артельность". Неслучайно из недр истории проросли в наши дни, в основном, названия фирм, а не фамилии талантливых одиночек (вспомните хотя бы про известную, благодаря Ильфу, Петрову и Гайдаю, мебельную фабрику Гамбса или ювелирную фирму Фаберже). Правда, с оглядкой на 30-е годы прошлого века, связывают такое положение вещей со сталинской тиранией. Которая, помимо осуществления прочих "реформ", железной волей "отменила" гениев-ремесленников в пользу государственной монополии на ремесла. А гении эти, изобретатели новых промыслов, техник и производств - были...
 Даже не особо углубляясь в историю вопроса, чисто по-обывательски приходишь к мысли: сегодняшний всплеск декоративно-прикладного искусства и ремесел обусловило убожество советского быта. несколько поколений советских людей оказалось нечувствительными к "красивой жизни". Потому как украшение жилища чем-то, выходящим из штамповочно-фасовочного ряда, считалось мещанством и никого не заботило: не графья, дескать. На удивление быстро погибли традиции русского народного искусства, оживить которое пытались Савва Мамонтов, Николай Рерих, Михаил Врубель. Впрочем, вернемся в Воронеж - на улицу Кирова...

Жадных просят не беспокоиться

 С любопытством наблюдала процесс постижения науки мастерить - неважно, что именно - рядовым зрителем. Отмечу в этой связи: обычных (да чего там: простых) людей, не входящих в круг представителей официального искусства и их поклонников, интересуется "Воронежской мозаикой" больше, чем является их на выставки высокой живописи (графики, скульптуры и т. п.). Это - еще один веский аргумент в пользу систематического проведения в городском зале показов предметов декоративно-прикладного творчества: если кому-нибудь нужно - значит звезды зажигают.
 Так вот, о зрителях и их роли в деле продвижения искусства в массы. Приходящие на выставку имеют возможность не только любоваться предложенными экспонатами или купить их: при желании они услышат целые лекции, весьма подробные, из первых уст. Специфическими знаниями (и собственными "производственными" открытиями тоже_ здесь делятся охотно, не жадничают, тогда как профессионал секреты творческой кухни откроет далеко не каждому. А уложив в сознании эклектическую, как водится, "Мозаику", можно справиться о том, как и из чего делается приглянувшийся предмет, для каких целей и при каких условиях его "применяют".
 Грех не воспользоваться и тем обстоятельством, что многие мастера, расположившиеся около своих работ, времени даром не теряют. Одна сосредоточенно на спицах вяжет, другой ловко кисточкой орудует, третья старательно нижет бисеринку к бисеринке. Подходи, наблюдай процесс "от" и "до" - никто слова против не скажет...


Анна Жидких, "Берег" от 11 февраля 2001 г. №14 (1296)
Просмотров: 622 | Добавил: Berta | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]