С
тех пор, как выставочный зал на улице Кирова получил статус городского,
выставки декоративно-прикладного искусства и народных промыслов стали
появляться там регулярно - с периодичностью в несколько месяцев.
Возможно, профессиональным художникам ритм выхода к зрителю любительских
произведений кажется учащенным, но существование массовой культуры еще
никто не отменял. Тем более, когда она не просто демонстрирует старания
мастеров и разнообразие их рукотворной продукции, но вызывает уважение
качеством показа.
Именно такая "крепкая" выставка под
названием "Воронежская мозаика" открыта сегодня на Кирова. Достаточно
провести в компании экспонатов минут десять, чтобы понять, насколько
стойкий интерес они вызывают у зрителей и что именно трогает последних.
Оденут и накормят
Откровенно
говоря, мне работа прикладников всегда казалась каторжной. Потому что
скрупулезная очень - ни в миллиметре не схалтуришь. И всевозможные
технические ухищрения тут - помощники не самые расторопные: разве что
швейные машинки "берут" на себя существенный объем работы. А так -
исключительно ловкость рук требуется. При условии, конечно, что они
умелые. Рассматриваю платьица, юбочки, фартучки кукляшек, искусно
сделанных Ниной Тарасенко и Людмилой Дыхановой; "размерчик" - крохотный,
лилипут не влезет, а отделка посерьезнее, чем у иного "взрослого"
одеяния. Одна ювелирная (комар носа не подточит!) вышивка коротким
стежком чего стоит. По соседству с нарядными, акцентированно яркими
миниатюрками - стилизованный крестьянский уголок с типовыми народными
костюмами в полный человеческий рост. Над манекенами - то ли шторки
домотканые развешаны, то ли половички. Неподалеку от макета
"пореформенной России" - еще один привет из славного прошлого,
благополучно породнившегося в настоящим: валяные изделия Ирины Шальмэ,
которая, кажется, дошла в своем "теплом" деле до совершенства. не просто
удобную и безопасную (напротив: полезную) для здоровья обувь делает, но
- еще красивую какую! Могут ли валенки быть изящными? Вопрос, если
вспомнить про нынешних сельчан, риторический - казалось бы. Но ничего
подобного! С таким тщанием и фантазией Ирина каждую пару расписывает:
креатив на креативе. А на "подступах" к столу с чудо валенками можно и
перекусить слегка: есть, оказывается, умельцы, которые мастерят...
печатные пряники, белой глазурью изрисованные! Вот прямо бери со стола -
и ешь. Лакомства, правда, в пленку полиэтиленовую упакованными лежат
(это ведь не просто выставка: ярмарка!), но, кажется, сквозь нее
пробивается вкусный запах корицы и имбиря...
Все не так плохо
Разнообразие
"производств" и техник, в которых выполнены декоративные изделия, -
традиционно великое. Здесь и керамика: настольные скульптурки
(статуэтки, если хотите) и настенные - панно. Чем неожиданней форма
(часто ее нарочито "деформируют") - тем эффектней вещица смотрится. В
разномастном ассортименте - вязаная одежда: ажурные пуловеры, шарфы,
жилеты. Законченность "комплекту" нетрудно придать, остановившись у
вешали с головными уборами: шапки, шлапки и т. д. А дабы выбрать (с тем
чтобы на себя примерить - мысленно) самый вдохновляющий образ - стоит
рассмотреть внушительное поголовье кукол, обжившее отдельный, так
называемый красный зал помещения. В кукольной республике свои законы;
постигнув их, будет ясно, в каких интерьерах работает та или иная поза,
деталь туалета или прически. Вошли в экспозицию также мебель из лозы,
тканые ковры, сувенирная продукция (есть и с воронежской тематикой),
милая мелочевка в виде лаковых шкатулок, женские украшения, декоративные
яйца и даже кухонная утварь... Приятно, наверное, когда обычный дуршлаг
"отформатирован" до произведения искусства. Потому что на нем - картина
маслом, почти. А банальный ковшик с ручкой - подобный найдется на
каждой кухне - превращен в оригинальные часы. Несмотря на то, что многие
экспонаты снабжены табличками, удостоверяющими их происхождение в
организациях (клубы, центры детского творчества, дома культуры и т.д._,
выделяются из общего "хора" авторов отдельные мастера - солисты. Всех
поименно назвать не удастся, как бы не хотелось (люди трудом
заслужили!): их много. Но тут минус легко переводится в плюс: если
желанием делать своими руками нечто красивое и полезное "заражены" не
единицы воронежцев, а сотни (с учетом детишек - так и тысяч, думаю) -
значит, не так мы и плохи, как сами себе кажемся.
Фирмы и одиночки
Кстати
отметить и тот момент, что особенность российского декоративного
искусства (многовекового, на всякий случай) - именно его массовость,
"артельность". Неслучайно из недр истории проросли в наши дни, в
основном, названия фирм, а не фамилии талантливых одиночек (вспомните
хотя бы про известную, благодаря Ильфу, Петрову и Гайдаю, мебельную
фабрику Гамбса или ювелирную фирму Фаберже). Правда, с оглядкой на 30-е
годы прошлого века, связывают такое положение вещей со сталинской
тиранией. Которая, помимо осуществления прочих "реформ", железной волей
"отменила" гениев-ремесленников в пользу государственной монополии на
ремесла. А гении эти, изобретатели новых промыслов, техник и производств
- были... Даже не особо углубляясь в историю вопроса, чисто
по-обывательски приходишь к мысли: сегодняшний всплеск
декоративно-прикладного искусства и ремесел обусловило убожество
советского быта. несколько поколений советских людей оказалось
нечувствительными к "красивой жизни". Потому как украшение жилища
чем-то, выходящим из штамповочно-фасовочного ряда, считалось мещанством и
никого не заботило: не графья, дескать. На удивление быстро погибли
традиции русского народного искусства, оживить которое пытались Савва
Мамонтов, Николай Рерих, Михаил Врубель. Впрочем, вернемся в Воронеж -
на улицу Кирова...
Жадных просят не беспокоиться
С
любопытством наблюдала процесс постижения науки мастерить - неважно,
что именно - рядовым зрителем. Отмечу в этой связи: обычных (да чего
там: простых) людей, не входящих в круг представителей официального
искусства и их поклонников, интересуется "Воронежской мозаикой" больше,
чем является их на выставки высокой живописи (графики, скульптуры и т.
п.). Это - еще один веский аргумент в пользу систематического проведения
в городском зале показов предметов декоративно-прикладного творчества:
если кому-нибудь нужно - значит звезды зажигают. Так вот, о зрителях
и их роли в деле продвижения искусства в массы. Приходящие на выставку
имеют возможность не только любоваться предложенными экспонатами или
купить их: при желании они услышат целые лекции, весьма подробные, из
первых уст. Специфическими знаниями (и собственными "производственными"
открытиями тоже_ здесь делятся охотно, не жадничают, тогда как
профессионал секреты творческой кухни откроет далеко не каждому. А
уложив в сознании эклектическую, как водится, "Мозаику", можно
справиться о том, как и из чего делается приглянувшийся предмет, для
каких целей и при каких условиях его "применяют". Грех не
воспользоваться и тем обстоятельством, что многие мастера,
расположившиеся около своих работ, времени даром не теряют. Одна
сосредоточенно на спицах вяжет, другой ловко кисточкой орудует, третья
старательно нижет бисеринку к бисеринке. Подходи, наблюдай процесс "от" и
"до" - никто слова против не скажет...
Анна Жидких, "Берег" от 11 февраля 2001 г. №14 (1296)